МБДОУ Детский сад "Белочка", Воронежская область, п.Ольховатка

Как научить ребенка грамотно выражать свои мысли.

Умение словами выражать свои мысли – жизненно важный навык, который необходимо развивать с раннего детства. Конечно, самыми верными помощника для детей в этом возрасте являются родители.

Ведь именно они постоянно находятся рядом и знакомят с предметами и понятиями окружающей действительности. При этом заставить ребёнка думать и правильно выражать свои мысли нельзя. Можно лишь своим примером показать, как нужно передавать словами возникшие в голове идеи. Когда родители много разговаривают с ребёнком, окружающими людьми, малыш волей-неволей сам начинает больше говорить, копируя близких ему людей. А если при этом родные называют слова и объясняют их значение, то развивается не только речь, но и запускаются сложные механизмы мышления.

Психологи и педагоги несколько десятилетий назад пришли к выводу, что малышам легче постигать мир через игру. Именно игра развивает, обучает и воспитывает ребёнка. Поскольку первые годы жизни, когда происходит усвоение основных поведенческих принципов, рядом с малышом находятся родители, то и методы обучения ребёнка правильно выражать свои мысли должны быть усвоены, прежде всего, мамой и папой. Итак, существует несколько методик, которые обыгрывают жизненные ситуации и учат ребёнка объяснять их словами:

Игра «Что общее?» тренирует логическое и абстрактное мышление. Нужно взять два предмета и предложить малышу назвать общие черты. Для начала лучше брать предметы, которые имеют много общего, и постепенно переходить к менее схожим.

Игра «Скажи по-другому» развивает словарный запас малыша. Показать богатство языка и вариативность выражения одного и того же понятия разными словами можно с помощью занимательной игры. Например, если ребёнок подошёл с просьбой дать ему конфету, достаточно предложить ему высказать своё пожелание двумя разными способами, чтобы вовлечь в увлекательную игру.

Чтение развивает словарный запас ребёнка

Игра «Сочиняем историю» помогает не только расширить словарный запас, но и развивает творческие способности ребёнка. Понадобятся карточки с картинками. Нужно тщательно перемешать картинки и разложить их изображениями вниз. Взрослый и ребёнок берут по три карточки (в дальнейшем количество можно увеличивать – это усложнит игру) и сочиняют по ним историю. Ещё одним вариантом этой развивающей забавы может быть условие использования понятий всего набора карточек в одном предложении. Но эта модель подойдёт детям школьного возраста, у которых уже больше социального опыта.

Игра «Буриме». Суть заключается в том, что ребёнку нужно придумать рифму к данному слову. Чтобы усложнить игру, берётся не слово, а словосочетание. Можно взять строку из известного стихотворения и предложить придумать свою рифму к ней. Если добавлять рифмы по очереди, то продукт совместного словотворчества может получиться очень интересным и смешным.

Игра в слова.

Игры в слова являются прекрасным методом раннего развития ребенка. Это упрощенная игра в Города. Вместо городов называете любое слово, ребенок называет слово, начинающееся с последней буквы названного слова. Например: - Апельсин-нос-сова и т.д. Моей дочери эта игра очень нравится. Мы играем в нее, когда едем в транспорте, или ждем в приемной у врача и в любом месте, где нужно ждать какое-то время. Во-первых, повышается словарный запас у ребенка. Во-вторых, вы ненавязчиво учите грамоте, т.к. часто на конце слышится не то, что пишется. Например: - Зуб. Слышим П, а пишем Б. Я объясняю это ребенку, предлагаю сделать проверку - зуБы. Сразу слышно Б. Или слова, заканчивающиеся на Я. Это хитрая буква. Если долго ее протянуть Я-Я-Я. То в конце услышим А. Тоже объясняю, что это буква состоит из двух звуков Й и А. Поэтому мы и слышим А. Конечно, она не запоминает правил, но на слух ориентируется молниеносно. И уже в следующий раз не ошибается, а сразу слышит Я. Когда ребенок не находит слов - помогайте. Ведь ваша задача тут не выиграть у ребенка, а заниматься ранним развитием ребенка, вооружить его как можно большим количеством слов. Вот, например, вчера играли, пока ждали, когда нас запустят в бассейн. Дочь не могла найти слов на букву Н. Я ей говорю: - Давай вспоминать разные предметы. Например, мебель в квартире. Думает, но не находит. - Теперь давай вспомним постель. Думает и находит слово наволочка. Вот и слово и придумала, и поняла, как лучше вспомнить. Ещё одна игра, направленная на раннее развитие ребенка. Похожа на игру в Поле Чудес. Даю дочери объяснение слова, намек - и она угадывает. Это тоже хорошо развивает мышление, воображение, память. Например: - Что ты надеваешь на ноги, чтобы они не мерзли? - Носки. В этой игре стараюсь искать слова, ей незнакомые. Тут же объясняю значение этого слова. С каждым разом дочь говорит все больше новых слов, и игра затягивается дольше. Видимый результат от игры. Не надейтесь только на свои силы. Пользуйтесь услугами специалистов. Водите на развивающие курсы, к логопеду, водите по гостям, где есть возможность говорить с другими людьми и детьми. Поскольку у детей развитие речи и мышления напрямую связано с физическим развитием, особенно с развитием пальчиков на руках (мелкая моторика), то важно развивать у ребенка руки. Можно делать с ребенком поделки из пластилина, поделки из бумаги или поделки из соленого теста. Это и полезно для развития вашего ребенка и сблизит вас. Также используйте каждую возможность что-то спросить у своего ребенка. Для наглядности расскажу небольшую историю. Пришли на детскую площадку. У девочки необычная игрушка. Дочь жмется ко мне и спрашивает: «Что это у нее?» Я-то знаю, конечно, и мне не трудно объяснить, но моя задача в другом. Моя задача в развитии ребенка, а не в прямом ответе. В тот момент у меня стояла задача научить дочь спрашивать и контактировать с другими детьми. - Слушай, а ты подойди к ней и спроси, как ее зовут. Вы познакомитесь, а потом скажи, что тебе интересно, что это у нее такое, и она тебе расскажет. Дочка не идет, стесняется, но любопытство свое берет, и через время подходит к той девочке. Та ей не дает игрушку, не говорит ничего. Дочь возвращается ко мне и докладывает: - Она ничего не говорит. - Ну что ж, мы не можем ее заставить. Это ее игрушка, она может делать с ней то, что хочет. Но мы можем спросить у ее мамы. Идет? - Давай. Подходим к маме, знакомимся и спрашиваем, что это такое у вашей дочери и где вы это взяли? Мама нам все объяснила. - Ну вот, все выяснили. Чтобы узнать что-то, нужно всегда спрашивать и не бояться, что тебе не ответят. Ещё одна история. В магазине, если нет очереди, побуждаю ее спрашивать, есть ли то, что ее интересует. Подходит к киоску, ищет детский журнал и не находит. Сильно расстроилась. Я говорю: «Спроси, может он не на витрине?» Заглядывает и спрашивает продавца: - У вас есть такой журнал? - Да есть, только пришел. Я еще не выложила. Бери, пожалуйста. - Ну, вот видишь. Всегда спрашивай. А не спросила бы, не появился бы у тебя новый журнал. Не могу сказать точно, кто больше учится в подобных ситуациях, дочь или я. Но эти игры и постоянные разговоры, объяснение своих действий словами, развили мою речь настолько, что я уже не стесняюсь что-то спросить или объяснить свои потребности. Я, взрослый человек, научилась внятно просить необходимое. Мне часто приходится бывать в налоговой, в банке, в различных учреждениях и везде нужно объяснять, зачем вы пришли и что вам конкретно нужно? Иначе вы рискуете получить то, в чем вовсе не нуждаетесь. Люди не телепаты и они не могут догадаться, что нужно именно вам, вы должны сами объяснить это. И научить этому ребенка. Так что, занимаясь ранним развитием ребенка, я развиваюсь сама.

Источник: https://www.babyblog.ru/user/id1776417/295985 © BabyBlog.ru

26 января 2018 в 08:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.