МБДОУ Детский сад "Белочка", Воронежская область, п.Ольховатка

Умение читать дошкольнику пригодится...

Умение ребенка-дошкольника быстро и осмысленно читать сослужит ему незаменимую службу при обучении в школе. Всем известны печальные случаи, когда даже в старших классах некоторые дети читают по слогам и с большим трудом, что весьма затрудняет весь процесс обучения в целом. И, наоборот, если ребенок, придя в школу, уже хорошо читает, он и дальше учится легко и с интересом. А привитая с детства любовь к чтению станет залогом того, что какую бы сферу деятельности он не избрал в дальнейшем, он обязательно станет интеллектуальным и всесторонне развитым человеком. Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

 

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

 

Итак, прежде чем приступать к обучению ребенка чтению, очень важно пробудить у него интерес к этому процессу. И сделать это можно двумя способами: как можно больше читать ребенку различные интересные и увлекательные сказки, истории, стихи, рассказы и попутно объяснять и рассказывать малышу, почему так интересно и важно научиться читать.

 

На данном этапе Вам необходимо стремиться к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательный мотив т. е. стремление научиться читать, чтобы узнать как можно больше нового об окружающем мире.

2. Перспективный мотив желание научиться читать, так как потом в учиться в школе будет намного интереснее.

3. Мотив личностного роста стремление научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые.

4. Деятельностный мотив желание научиться читать, чтобы уметь играть в новые интересные игры.

5. Мотив общения со сверстниками стремление научиться читать, чтобы рассказать о прочитанном окружающим.

 

Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

На практике выделяют три этапа подхода к обучению чтения:

- знакомство со звуками, умение проводить звуковой анализ слова;

-знакомство с буквами, умение определять их местоположение в слове и называть слова на заданную букву;

 

-знакомство со слогами, умение их читать и делить слова на слоги.

После того как ученик научился воспроизводить слоги, можно переходить к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит из двух букв: «ма-ма»,«по-го-да»,«ка-ша»,«ра-бо-та»,. Позже можно перейти к более длинным складам: «мыш-ка» «чаш-ка», «до-мик», и тому подобных.

Рекомендую обсуждать с ребенком каждое слово. Повторяйте вместе слово, можете сделать рисунки, изобразив тот объект, о котором было прочитано.

 

Таким образом, не только научите ребенка уверенно читать до 5 лет, но и добьетесь того, что дошкольник полюбит сам читать. Безусловно, приобретенный навык нужно постоянно поддерживать, стараясь регулярно заниматься с ребенком.

И тут следует понять, что обучение чтению, это прежде всего тренировка интеллекта. Чтобы ребенку понять новое, ему это надо называть 600 раз. Дошкольник просто запоминает (а не соображает), как пишутся буквы, произносятся слоги, слова и предложения. Поэтому, Если вы хотите, научить малыша чтению окружите его кубиками и магнитиками, карточками и так далее с изображением букв. Чем чаще дошкольник будет видеть встречаться с буквами, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:

- Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

 

- Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

 

- Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

 

- Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

 

- Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

 

- Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).

 

- Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

 

- Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

 

- Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

 

- Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

 

- Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха. Не торопясь и не торопя малыша можно с удовольствием обучить чтению ребенка, который учиться чтению не хочет.

 

26 января 2018 в 08:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.