МБДОУ Детский сад "Белочка", Воронежская область, п.Ольховатка
КАК научить ребенка ЗАДАВАТЬ УМНЫЕ ВОПРОСЫ!«Как научить детей 5–7 лет задавать умные вопросы?»
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно – деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Согласно ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы выпускник детского сада должен быть любознательным и активным.
По определению С. И. Ожегова «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Существенной особенностью любознательности является то, что она снижает утомление, повышая работоспособность ребёнка. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности. Любознательные дети более инициативны, целеустремлённы, трудолюбивы, настойчивы и уверенны в себе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования.
По мнению психологов, один из ведущих критериев уровня развития любознательности является умение ребёнка задавать вопросы.
Что такое вопрос? В словаре Ожегова читаем: «Вопрос – это обращение, направленное на получение каких- нибудь сведений, требующее ответа».Мышление в значительной степени состоит из задавания вопросов и ответов на них. С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им ещё неизвестно и не совсем понятно в окружающем мире.
Проведя анализ детских вопросов в подготовительной к школе группе, мы увидели, что 19% детей практически не задают вопросов взрослым. 21% затрудняются в формулировке вопросов, они звучат косноязычно и непонятно. Большая часть детских вопросов направлена на выяснение внешних признаков предметов, например, «Какие ваши волосы по цвету?, Почему у кормушки такая крыша?».
«Сильное мышление – это, в частности, умение задавать вопросы по существу. Мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли».(Развитие творческого мышления ребёнка. Тамберг Ю. Г.) Именно с целью развить мышление мы поставили перед собой задачу научить детей правильно задавать вопросы.
Первым шагом в обучении стало знакомство детей с интересным переводом высказывания писателя Р. Киплинга, сделанным С. Маршаком. Киплинг утверждал, что у нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах :
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных,удалых,
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Далее ввели значок – условное обозначение вопроса. Первым взяли для изучения воспроизводящий вопрос (какой, какая, какие). Сначала при формулировке воспроизводящего вопроса дети активно использовали имена признаков (какой объект по цвету?, по размеру?, по форме, по материалу? и т. д.) , но постепенно вопросы усложнялись.
Например, при описании живых объектов стали появляться и такие вопросы, как «какой объект по характеру, по внешности» и т. д.
Далее было знакомство с описательным вопросом (как, что, кто, где, с помощью которого можно более полно описать интересующий объект или явление. На прогулке дети с помощью описательных вопросов составляли небольшие описательные рассказы о птицах, растениях участка. В непосредственно образовательной деятельности побуждали детей задавать изученные вопросы обо всём, что изучали: геометрических фигурах, свойствах и материалах объектов, космосе и др. Например, дети спрашивали: «Где в группе объекты округлой формы? Что можно изготовить из бумаги?»
Почемучкин вопрос (почему?, отчего?) был освоен детьми быстрее предыдущих, для детского восприятия он оказался наиболее доступен. Дети часто выбирали значок, проявляя желание задать именно почемучкин вопрос. Всегда поощряли желание ребёнка сформулировать вопрос, говорили: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит ты размышляешь,думаешь» или «Мне понравился твой вопрос, на него не так легко ответить». Объясняли малоактивным детям: кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь много знать – научись задавать вопросы.
Оценочный вопрос заставлял детей задуматься (что хорошо – что плохо, что правильно - что неправильно), ведь прежде, чем задать оценочный вопрос об объекте или явлении,нужно предположить что и как оценивать. Основной подход к активизации малоактивных, стеснительных детей заключался в создании дружелюбной, раскованной обстановки, которая даёт ребёнку абсолютную уверенность, что над ним не будут смеяться, какой бы вопрос он не задал.
Воображалкин вопрос (что было бы, если?) детям очень понравился. На этом этапе освоения данного вопроса дети активно фантазировали, наделяли объект разнообразными нехарактерными для него свойствами и способностями.
Уточняющий вопрос (правда ли,верно ли) уточняет и обосновывает существующие или несуществующие признаки объекта или явления.
При знакомстве с субъективным вопросом (что я об этом знаю, что я об этом думаю) сначала возникли затруднения. Детям нелегко было обобщить свои знания о рассматриваемом объекте или явлении и высказать их, но постепенно они научились задавать и этот вопрос. Сначала дети после знакомства с субъективным вопросом задавали только вопросы об объектах окружающей действительности,затем сами же на них отвечали и уже после этого стали обмениваться вопросами друг с другом.
Для развития умения задавать вопросы использовали разные игры и упражнения:
• «Задай вопрос». Раздавали детям картинки с изображением людей, животных и предлагали задавать вопросы тому, кто изображён; либо пытаться ответить на вопрос о том,какие вопросы мог бы задать тебе тот,кто изображён на иллюстрации.
• «Узнай всё об объекте». Раскладывали на стол перед детьми, например, игрушечный автомобиль, куклу и т. п., спрашивали: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?»
• Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?» (методика описана в книге Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995)
• В игре «Да-нет»детей просят с помощью вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Ограничение только одно – нельзя задавать вопросы,рассчитанные на прямое угадывание, например: «Это Кащей?». Приветствуются вопросы типа: «Это объект природного мира?, Он по характеру хитрый?» и т. п. Цель «Да -Неток» - научить детей задавать вопросы,направленные на классификацию любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательными (не повторять вопросы)
• Игра «Интервью». Обсуждается возможная тема, выбирается репортёр,который задаёт вопросы аудитории.
Следующим этапом нашей деятельности стало обсуждение художественных произведений по вопросам. Сначала читаем произведение, на следующий день организуем беседу о прочитанном. Дети выбирают, кому из сверстников и какой вопрос будут задавать, называют имя ребёнка и название вопроса. Затем формулируют вопрос. Выслушав ответ товарища, дети могут поправить или сами ответить на свой вопрос, могут задавать вопрос воспитателю. В итоге после прочтения произведения дети научились обсуждать его по вопросам самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Детские вопросы после чтения сказки А. С. Пушкина «Сказка о
рыбаке и рыбке»
- Какая была старуха по характеру? (воспроизводящий вопрос)
- Что попросил старик у рыбки в первый раз? (описательный вопрос)
- Почему старуха снова оказалась у разбитого корыта? (почемучкин вопрос)
-Правильно ли,что старуха несколько раз прогоняла старика к морю? (оценочный вопрос)
-Что было бы, если бы рыбка не исполнила ни одного желания старухи? (воображалкин вопрос)
-Верно ли, что старухе хотелось иметь рыбку в прислугах? (уточняющий вопрос)
-Что я думаю о желаниях старухи? (субъективный вопрос) 26 января 2018 в 08:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.