МБДОУ Детский сад "Белочка", Воронежская область, п.Ольховатка

Учим буквы ИГРАЯ.

Учим буквы весело! Сравнивая и играя. Начнём с самого начала?

Началом является ознакомление ребёнка с окружающими звуками: "Как лает собачка? Послушай, как тикает будильник?"

А затем знакомите с УСЛОВНЫМИ гласными звуками [А][У][О][Э][Ы], причем сопровождая называние звука картинкой:

 А - плачет лялька (+ картинка спелёнутого младенца);

 У - гудит самолёт;

 О - стонет зайчик, у которого болят зубы;

 Э - ревёт в лесу медведь

; Ы - плачет плакса, у которого во время прогулки упала шапка с головы в лужу.

Хорошо для запоминания использовать стишки-памятки.

Наша Лялечка мала,

Наша Ляля поспала,

И запела - А-А-А,

Это все её слова.

 

Или: Самолёт летит, самолёт гудит;

У-У-У-- "Я лечу в Москву".

На А и У памятки написала, теперь дальше.

[О]: "Плачет зайчик на лужайке,

Зубик заболел у Зайки.

Зайчик стонет: "О-О-О!",

Пожалеем мы его!"

На рисунке: зайчик на пеньке, с подвязанной бинтиком щекой, плачет, лапками держится за щечку. Ротик у зайчика открыт - он стонет: "О". Очертания губ повторяют звук [О].

[Э]: "Э-Э-Э" - медведь ревёт,

Не нашел сегодня мёд.

Целый день медведь ревёт,

Не нашел сегодня мёд!"

На рисунке: мишка со слезами из глаз во все стороны.

Памятка на звук [Ы].

На картинке рисуете плачущего ребёнка (слёзы из глаз) у лужи, в которую упала его шапка. (Вышел погулять, ветер дунул - шапка упала с головы в лужу).

Нарисуйте характерную форму губ плачущего- горизонтально растянутый овал.

Стих следующий:

"Плакса плачет: "Ы - Ы - Ы!",

Упала шапка с головы!

"Ты не плачь, ты не реви!

Лучше шапку подними!"

Для запоминания звука [Я]

на карточке рисуете ребёнка, рука которого приложена к груди - жест "Это я!"; с обратной стороны карточки запишите стих-памятку:

"Это - я! Это - я!

Меня любит вся семья!"

Для запоминания звука [Ю]

на карточке - красивая игрушка юла, а с обратной стороны:

"Ю-Ю-Ю", - поёт юла

Нынче с самого утра.

"Ю-Ю-Ю, Ю-Ю-Ю,

Я танцую и пою!"

Звук [Е]:

 картинка"Маленький лесной енот

Очень весело живёт:

"Е-Е-Е, Е-Е-Е,

Поваляюсь на траве!"

На картинке, соответственно весёлый зверёк енот,

лучше - из мультфильма про енота, где он песенку про улыбку поёт.

Звук [Ё]:

"Ёжик по лесу бежит,

Видит - яблочко лежит:

"Ё-Ё-Ё, Ё-Ё-Ё,

Это яблочко - моё!"

На картинке - ёжик с яблочком в передних лапках.

Звук [И]: "Загрустил наш жеребёнок,

Тихо плачет: "И-И-И..."

Видел он - как скачут кони!

Захотел он подрасти!"

На картинке - маленький грустный жеребёночек, склонивший голову, а из глаза у него стекает большая слеза.

На этой же картинке вдали - пара красиво скачущих коней: с развевающимися гривами и хвостами.

Мини-сказка о букве Э.

"Целый день медведь ревел Э-Э-Э. Пришла ночь. А он всё ревёт, лесным жителям спать мешает.

Тогда месяц (рисуем месяц "с носом", похожий на букву Э)стал ругать медведя: "Что же ты, Миша, тут всё ходишь-бродишь, ночью спать надо, иди отдохни, а завтра встанешь - и найдёшь себе мёд".

Обращайте внимание ребёнка на расположение месяца, его нос, рядом нарисуйте букву Э, точно совпадающую по очертаниям с месяцем.

Мини-сказка о букве Ы.

"Плакса расплакался Ы-Ы-Ы после того, как у него шапка оказалась в луже. Мы его успокаиваем, говорим, что плакать некрасиво, особенно мальчикам.

Лучшее средство от плача - работа. Посылаем плаксу:"Иди в чулан, там стоит топор и рядом - полено (рисуйте их): поруби, поработай, сразу плакать расхочется. /топор и полено по очертаниям должны напоминать букву Ы/ Можете добавить стишок:

"Вот - топор, полено рядом,

Получилось то, что надо.

Получилась - буква Ы.

Все мы знать её должны!"

Мини-сказка о букве Я.

"Все люди говорят о себе : "Я", и даже такой маленький человечек, которого дети рисуют на асфальте (рисуете рожицу, а затем к ней пририсовываете 2 ножки (в ботиночках),шагающие влево - по виду должна получиться буква Я). Вот этот человечек тоже говорит о себе "Я".

И если увидишь букву с головой и двумя ногами (нарисуйте теперь рядом с человечком букву "Я") так и говори - Я"

Мини-сказка о букве Ю.

"Мы помним, как поёт юла, когда крутится и поёт - Ю-Ю-Ю.

Но когда она устанет танцевать - сразу ложится на бочок, ведь все мы ложимся отдыхать, когда устаём.(рисуйте юлу в лежачем положении так, чтобы она по очертаниям напоминала букву Ю: справа - тарелка юлы, а в левую сторону направлена её ручка. Все эти детали расположения юлы обговариваем с ребёнком)

После этого рисуем рядом с лежащей юлой (даже не рядом, а ниже рисунка юлы)букву Ю, чтобы было видно наглядно, как похожи буква Ю и лежащая на бочке юла."

Мини-сказка о букве Е.

Вспомните (посмотрите)с ребёнком мультфильм о Крошке-еноте, который ещё песню поёт про улыбку (От улыбки станет всем светлей...). Нарисуйте картинку с изображением весёлого енота и вспомните стишок: "Маленький лесной енот...".

Далее рассказываете, что енот очень любит валяться на траве, отчего его длинная шерстка спуталась и надо бы её расчесать. Возьмём расчёску (возьмите реальную расчёску старого образца и зарисуйте в таком положении - зубьями направо, чтобы она напоминала букву "Е"). Далее говорите, что пока расчёсывали енота, который очень сильно свалял и спутал свою шерсть, почти все зубья у расчёски сломались, выпали (можете показать, как ломаются зубья). Осталось только три зуба - по краям и в средине (нарисуйте трёхзубую расчёску). Вот теперь и букву, похожую на расчёску с 3 зубьями называют Е.

Мини-сказка о букве Ё.

Говорим, что ёжик живёт в том же лесу, где живёт енот, они часто играют вместе. А поскольку они такие хорошие друзья, то решили, что и буквы у них должны быть похожи. /рисуем букву Е рядом с енотом, а затем такую же рядом с ёжиком. /

Но как же им всё же различать буквы? Вот тут ёжик и нашел две вишенки и поставил их над буквой Е, и получилась - Ё.

А енотик ещё и сказал, что Ё (буква с глазками) очень похожа на ёжика, у которого такие же два чудных чёрненьких глазика. /на рисунке ёжика рисуем специально похожим на букву Ё, чтобы и ребёнок видел это сходство/.

Звук [И]: прежде чем перейти к разучиванию звука И, разучите небольшой стишок про лошадь:

"И-го-го!" - поёт лошадка.

"Я люблю овёс, ребятки!"

И тут же желательно разъяснить ребёнку, что такое овёс, даже поиграть с овсом (м.б.сделаю отдельную тему "Игры с крупой", развивающие мелкую моторику).

Это метод РАЗВИВАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ с ребёнком, а всё, что нужно запомнить, запоминается само собой из-за многократного повторения стишков (даже упор на запоминание делать не нужно) и рассматривания картинок. К тому же, процессу запоминания помогает рифма стишков-памяток, развивая при этом чувство рифмы и ритма.

Возьмите 6карточек или листочков бумаги, нарисуйте на них следующие картинки: корова, курица, кукушка, дудочка, смеющаяся рожица, несколько ребятишек. Изготовьте карточки со слогами (напишите крупными печатными буквами):МУ, КО, КУ, ДУ, ХА, МЫ.

Разложите карточки по конвертам.

Показывайте ребёнку картинки на конвертах, произнося речевки-памятки:

- му-му-му, молока кому?; (Карточка корова)

- ко-ко-ко - не ходите далеко;(карточка курица)

- ку-ку-ку - сидит кукушка на суку;(Карточка кукушка)

- ду-ду-ду - дудочка играет, деток забавляет;(карточка дудочка)

- ха-ха-ха - эта шутка не плоха;(Смеющийся ребенок)

- это - мы, это - мы, веселы и дружны!(карточка дети)

Вынимайте карточки поочерёдно; проводя пальчиком ребёнка под слогом, называйте буквы кратко, как звуки [м][у] - МУ-У-У!

Затем через некоторое время можете достать все слоги и смешать их, а ребёнка попросите разложить их по нужным конвертам.

Вот, когда ребёнок знает 10 гласных звуков, будем учить с ним буквы, помня, что буква - это закодированный на бумаге звук.

Расскажем ребёнку мини-сказки о каждой букве, основываясь на зачатках у него образных представлений о предметах, как основе ассоциативного мышления.

 Начинаем писать с ребенком  печатными буквами

Мини-сказка о букве А.

"Пошла мама с Лялечкой гулять на улицу. Остановилась с ней под столбиками /рисуете на листе 2 столба, между которыми Лялечку в коляске/. (Кстати, прежде чем вести разговор о столбах, покажите их ребёнку на улице за несколько дней до изучения буквы А. Что на них висят фонари, провода, объявления :), то есть ВСЕ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ДОЛЖНЫ ПРЕЖДЕ БЫТЬ ПОКАЗАНЫ РЕБЁНКУ, И ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБГОВОРЕНО С РЕБЁНКОМ НЕ РАЗ.)

Поёт Лялечка А-А-А, а столбикам так понравилась, что они стали повторять А-А-А! Затем склонились они над Лялечкой /рисуете, как столбики склонились друг к другу/, и когда мама уже увезла дочку домой - так и стоят склонившись и поют А-А-А.

Увидел дядя-плотник, что столбики могут упасть и соединил их пояском /пририсовываете столбам поясок - получается вид буквы А/. А столбы продолжают петь А-А-А.

Вот теперь только увидишь такие столбы с пояском - всегда пой А-А-А, потому что получилась - буква А."

/рассказывание сказки можете удлинить в 2 раза, главное, чтобы в результате на рисунке получилась нужная буква/.

Мини-сказка о букве У.

Рисуете на листочке самолёт, напоминаете, что он гудит У-У-У. Затем внизу рисуете улитку с р0жками и завёрнутой раковинкой /заведомо напоминающую по очертаниям букву У/. Рассказываете примерно следующее:

"Высоко в небе летит самолёт и гудит У-У-У, а внизу по земле ползёт маленькая улиточка,которой тоже так же хочется погудеть, но её никто не слышит.

Вот и тянет она свои рожки вверх к самолёту /покажите на пальцах знак "виктория"/, тоже хочет погудеть У-У-У. Давай поможем улиточке, погудим за неё У-У-У. Теперь, как увидишь такую букву, похожую на улитку /рисуете рядом букву У, точно совпадающую по очертаниям с улиткой/, всегда произноси У-У-У."

 

 

Мини-сказка о букве О.(самая простая)

"Как плачет зайчик, у которого болит зуб?

- О-О-О.

Посмотри на его ротик, как он выглядит, на что похож?

Ротик круглый, как колесо /рисуете отдельно круг, точно как рот зайца/. Вот теперь, увидишь такую круглую букву, сразу знай, что это буква О."

То есть: нужно обмениваться записками, писать письма хоть "на деревню дедушке", подписывать свои рисунки, аппликации и т.п., делать самописные книжки, подписи в фотоальбомах и т.д. Не должен ребёнок учиться читать "для тёти (или дяди)

26 января 2018 в 08:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.