МБДОУ Детский сад "Белочка", Воронежская область, п.Ольховатка
Учим буквы ИГРАЯ.Учим буквы весело! Сравнивая и играя. Начнём с самого начала? Началом является ознакомление ребёнка с окружающими звуками: "Как лает собачка? Послушай, как тикает будильник?" А затем знакомите с УСЛОВНЫМИ гласными звуками [А][У][О][Э][Ы], причем сопровождая называние звука картинкой: А - плачет лялька (+ картинка спелёнутого младенца); У - гудит самолёт; О - стонет зайчик, у которого болят зубы; Э - ревёт в лесу медведь ; Ы - плачет плакса, у которого во время прогулки упала шапка с головы в лужу. Хорошо для запоминания использовать стишки-памятки. Наша Лялечка мала, Наша Ляля поспала, И запела - А-А-А, Это все её слова.
Или: Самолёт летит, самолёт гудит; У-У-У-- "Я лечу в Москву". На А и У памятки написала, теперь дальше. [О]: "Плачет зайчик на лужайке, Зубик заболел у Зайки. Зайчик стонет: "О-О-О!", Пожалеем мы его!" На рисунке: зайчик на пеньке, с подвязанной бинтиком щекой, плачет, лапками держится за щечку. Ротик у зайчика открыт - он стонет: "О". Очертания губ повторяют звук [О]. [Э]: "Э-Э-Э" - медведь ревёт, Не нашел сегодня мёд. Целый день медведь ревёт, Не нашел сегодня мёд!" На рисунке: мишка со слезами из глаз во все стороны. Памятка на звук [Ы]. На картинке рисуете плачущего ребёнка (слёзы из глаз) у лужи, в которую упала его шапка. (Вышел погулять, ветер дунул - шапка упала с головы в лужу). Нарисуйте характерную форму губ плачущего- горизонтально растянутый овал. Стих следующий: "Плакса плачет: "Ы - Ы - Ы!", Упала шапка с головы! "Ты не плачь, ты не реви! Лучше шапку подними!" Для запоминания звука [Я] на карточке рисуете ребёнка, рука которого приложена к груди - жест "Это я!"; с обратной стороны карточки запишите стих-памятку: "Это - я! Это - я! Меня любит вся семья!" Для запоминания звука [Ю] на карточке - красивая игрушка юла, а с обратной стороны: "Ю-Ю-Ю", - поёт юла Нынче с самого утра. "Ю-Ю-Ю, Ю-Ю-Ю, Я танцую и пою!" Звук [Е]: картинка"Маленький лесной енот Очень весело живёт: "Е-Е-Е, Е-Е-Е, Поваляюсь на траве!" На картинке, соответственно весёлый зверёк енот, лучше - из мультфильма про енота, где он песенку про улыбку поёт. Звук [Ё]: "Ёжик по лесу бежит, Видит - яблочко лежит: "Ё-Ё-Ё, Ё-Ё-Ё, Это яблочко - моё!" На картинке - ёжик с яблочком в передних лапках. Звук [И]: "Загрустил наш жеребёнок, Тихо плачет: "И-И-И..." Видел он - как скачут кони! Захотел он подрасти!" На картинке - маленький грустный жеребёночек, склонивший голову, а из глаза у него стекает большая слеза. На этой же картинке вдали - пара красиво скачущих коней: с развевающимися гривами и хвостами. Мини-сказка о букве Э. "Целый день медведь ревел Э-Э-Э. Пришла ночь. А он всё ревёт, лесным жителям спать мешает. Тогда месяц (рисуем месяц "с носом", похожий на букву Э)стал ругать медведя: "Что же ты, Миша, тут всё ходишь-бродишь, ночью спать надо, иди отдохни, а завтра встанешь - и найдёшь себе мёд". Обращайте внимание ребёнка на расположение месяца, его нос, рядом нарисуйте букву Э, точно совпадающую по очертаниям с месяцем. Мини-сказка о букве Ы. "Плакса расплакался Ы-Ы-Ы после того, как у него шапка оказалась в луже. Мы его успокаиваем, говорим, что плакать некрасиво, особенно мальчикам. Лучшее средство от плача - работа. Посылаем плаксу:"Иди в чулан, там стоит топор и рядом - полено (рисуйте их): поруби, поработай, сразу плакать расхочется. /топор и полено по очертаниям должны напоминать букву Ы/ Можете добавить стишок: "Вот - топор, полено рядом, Получилось то, что надо. Получилась - буква Ы. Все мы знать её должны!" Мини-сказка о букве Я. "Все люди говорят о себе : "Я", и даже такой маленький человечек, которого дети рисуют на асфальте (рисуете рожицу, а затем к ней пририсовываете 2 ножки (в ботиночках),шагающие влево - по виду должна получиться буква Я). Вот этот человечек тоже говорит о себе "Я". И если увидишь букву с головой и двумя ногами (нарисуйте теперь рядом с человечком букву "Я") так и говори - Я" Мини-сказка о букве Ю. "Мы помним, как поёт юла, когда крутится и поёт - Ю-Ю-Ю. Но когда она устанет танцевать - сразу ложится на бочок, ведь все мы ложимся отдыхать, когда устаём.(рисуйте юлу в лежачем положении так, чтобы она по очертаниям напоминала букву Ю: справа - тарелка юлы, а в левую сторону направлена её ручка. Все эти детали расположения юлы обговариваем с ребёнком) После этого рисуем рядом с лежащей юлой (даже не рядом, а ниже рисунка юлы)букву Ю, чтобы было видно наглядно, как похожи буква Ю и лежащая на бочке юла." Мини-сказка о букве Е. Вспомните (посмотрите)с ребёнком мультфильм о Крошке-еноте, который ещё песню поёт про улыбку (От улыбки станет всем светлей...). Нарисуйте картинку с изображением весёлого енота и вспомните стишок: "Маленький лесной енот...". Далее рассказываете, что енот очень любит валяться на траве, отчего его длинная шерстка спуталась и надо бы её расчесать. Возьмём расчёску (возьмите реальную расчёску старого образца и зарисуйте в таком положении - зубьями направо, чтобы она напоминала букву "Е"). Далее говорите, что пока расчёсывали енота, который очень сильно свалял и спутал свою шерсть, почти все зубья у расчёски сломались, выпали (можете показать, как ломаются зубья). Осталось только три зуба - по краям и в средине (нарисуйте трёхзубую расчёску). Вот теперь и букву, похожую на расчёску с 3 зубьями называют Е. Мини-сказка о букве Ё. Говорим, что ёжик живёт в том же лесу, где живёт енот, они часто играют вместе. А поскольку они такие хорошие друзья, то решили, что и буквы у них должны быть похожи. /рисуем букву Е рядом с енотом, а затем такую же рядом с ёжиком. / Но как же им всё же различать буквы? Вот тут ёжик и нашел две вишенки и поставил их над буквой Е, и получилась - Ё. А енотик ещё и сказал, что Ё (буква с глазками) очень похожа на ёжика, у которого такие же два чудных чёрненьких глазика. /на рисунке ёжика рисуем специально похожим на букву Ё, чтобы и ребёнок видел это сходство/. Звук [И]: прежде чем перейти к разучиванию звука И, разучите небольшой стишок про лошадь: "И-го-го!" - поёт лошадка. "Я люблю овёс, ребятки!" И тут же желательно разъяснить ребёнку, что такое овёс, даже поиграть с овсом (м.б.сделаю отдельную тему "Игры с крупой", развивающие мелкую моторику). Это метод РАЗВИВАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ с ребёнком, а всё, что нужно запомнить, запоминается само собой из-за многократного повторения стишков (даже упор на запоминание делать не нужно) и рассматривания картинок. К тому же, процессу запоминания помогает рифма стишков-памяток, развивая при этом чувство рифмы и ритма. Возьмите 6карточек или листочков бумаги, нарисуйте на них следующие картинки: корова, курица, кукушка, дудочка, смеющаяся рожица, несколько ребятишек. Изготовьте карточки со слогами (напишите крупными печатными буквами):МУ, КО, КУ, ДУ, ХА, МЫ. Разложите карточки по конвертам. Показывайте ребёнку картинки на конвертах, произнося речевки-памятки: - му-му-му, молока кому?; (Карточка корова) - ко-ко-ко - не ходите далеко;(карточка курица) - ку-ку-ку - сидит кукушка на суку;(Карточка кукушка) - ду-ду-ду - дудочка играет, деток забавляет;(карточка дудочка) - ха-ха-ха - эта шутка не плоха;(Смеющийся ребенок) - это - мы, это - мы, веселы и дружны!(карточка дети) Вынимайте карточки поочерёдно; проводя пальчиком ребёнка под слогом, называйте буквы кратко, как звуки [м][у] - МУ-У-У! Затем через некоторое время можете достать все слоги и смешать их, а ребёнка попросите разложить их по нужным конвертам. Вот, когда ребёнок знает 10 гласных звуков, будем учить с ним буквы, помня, что буква - это закодированный на бумаге звук. Расскажем ребёнку мини-сказки о каждой букве, основываясь на зачатках у него образных представлений о предметах, как основе ассоциативного мышления. Начинаем писать с ребенком печатными буквами Мини-сказка о букве А. "Пошла мама с Лялечкой гулять на улицу. Остановилась с ней под столбиками /рисуете на листе 2 столба, между которыми Лялечку в коляске/. (Кстати, прежде чем вести разговор о столбах, покажите их ребёнку на улице за несколько дней до изучения буквы А. Что на них висят фонари, провода, объявления :), то есть ВСЕ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ДОЛЖНЫ ПРЕЖДЕ БЫТЬ ПОКАЗАНЫ РЕБЁНКУ, И ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБГОВОРЕНО С РЕБЁНКОМ НЕ РАЗ.) Поёт Лялечка А-А-А, а столбикам так понравилась, что они стали повторять А-А-А! Затем склонились они над Лялечкой /рисуете, как столбики склонились друг к другу/, и когда мама уже увезла дочку домой - так и стоят склонившись и поют А-А-А. Увидел дядя-плотник, что столбики могут упасть и соединил их пояском /пририсовываете столбам поясок - получается вид буквы А/. А столбы продолжают петь А-А-А. Вот теперь только увидишь такие столбы с пояском - всегда пой А-А-А, потому что получилась - буква А." /рассказывание сказки можете удлинить в 2 раза, главное, чтобы в результате на рисунке получилась нужная буква/. Мини-сказка о букве У. Рисуете на листочке самолёт, напоминаете, что он гудит У-У-У. Затем внизу рисуете улитку с р0жками и завёрнутой раковинкой /заведомо напоминающую по очертаниям букву У/. Рассказываете примерно следующее: "Высоко в небе летит самолёт и гудит У-У-У, а внизу по земле ползёт маленькая улиточка,которой тоже так же хочется погудеть, но её никто не слышит. Вот и тянет она свои рожки вверх к самолёту /покажите на пальцах знак "виктория"/, тоже хочет погудеть У-У-У. Давай поможем улиточке, погудим за неё У-У-У. Теперь, как увидишь такую букву, похожую на улитку /рисуете рядом букву У, точно совпадающую по очертаниям с улиткой/, всегда произноси У-У-У."
Мини-сказка о букве О.(самая простая) "Как плачет зайчик, у которого болит зуб? - О-О-О. Посмотри на его ротик, как он выглядит, на что похож? Ротик круглый, как колесо /рисуете отдельно круг, точно как рот зайца/. Вот теперь, увидишь такую круглую букву, сразу знай, что это буква О." То есть: нужно обмениваться записками, писать письма хоть "на деревню дедушке", подписывать свои рисунки, аппликации и т.п., делать самописные книжки, подписи в фотоальбомах и т.д. Не должен ребёнок учиться читать "для тёти (или дяди) 26 января 2018 в 08:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.