МБДОУ Детский сад "Белочка", Воронежская область, п.Ольховатка

Как научить читать ребенка,

Как научить детей читать?

                              Как научить детей читать?

 

Кончается дошкольное детство Вашего ребенка. Вы все чаще думаете о том, что пройдет немного времени – и ему пора будет в школу. Конечно, Вы хотите, как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию…К будущим первоклассникам предъявляются очень высокие требования.

 

К моменту поступления ребёнка в школу требования к его умению слушать существенно повышаются. Теперь он должен слушать гораздо более длительное время, стараясь полностью понять и запомнить услышанное. Для этого уже требуются усилия воли, внимания, памяти. Кроме того, он должен слушать не только воспитателя, но и речь других детей, не всегда внятную, правильную и логическую. На занятиях по подготовке к обучению грамоте от него потребуются новые умения, определять на слух границы предложений в небольшом рассказе, различать в предложении отдельные слова, а в словах – звуки. Звуки нужно разделять на гласные и согласные, а среди последних различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.

 

Для осуществления такого анализа требуется развитие фонематического слуха, который является необходимым условием овладения письмом.

 

Этот процесс длительный и трудный.

 

Для того, чтобы ребёнок начал читать, необходимо сформировать определённые психофизические механизмы, которые будут обеспечивать процесс чтения. Этот процесс начинается с узнавания 1-2 букв и произношение вслух обозначаемых ими звуков, слушания и запоминания прочитанного.

 

Затем узнаются, прочитываются и запоминаются следующие буквы до конца слова.

 

Современный метод обучения грамоте заключается в следующем:

 

1. Обучение грамоте начинается с работы со звуком (всё то, о чём говорилось выше).

 

2. После того, как ребёнок прочно усвоит знания о звуках и научится манипулировать ими, начинается знакомство с гласными буквами.

 

3. Этап собственно чтения начинается со знакомства с буквами, обозначающими согласные звуки. Здесь всё уже не так просто, как на предыдущем этапе, потому что почти все согласные буквы в русском языке могут читаться двояко: твёрдый /в/, мягкий /в/, в зависимости от того, какая буква стоит за ней.

 

Всё это дети должны понять и запомнить: перед гласными А, О, У, Ы, Э согласную читаем твёрдо, а перед И, Е, Ё, Ю, Я и Ь - мягко. Это правило нужно постепенно отрабатывать.

 

Для обучения детей чтению использую «Букварь» Н. С. Жуковой. Ребенок быстро усваивает технику чтения, ведя пальчиком от одного звука к другому.

 

Попытки родителей самостоятельно научить ребёнка читать приводят в лучшем случае к побуквенному чтению. Чтение - это не называние букв, а их «озвучивание» по определённым правилам. Эти правила дети узнают постепенно, двигаясь от простого к сложному.

 

Минимальной единицей чтения является не буква, а открытый слог: согласная плюс гласная. Ему-то и следует уделять самое пристальное внимание. Объяснив правила чтения согласных, нужно довести их исполнение до автоматизма.

 

Учите детей читать плавно, по слогам или целыми словами.

 

Для достижения этой цели используйте упражнения со слоговой таблицей. Читаем по указке - са-ни. Что получилось? (Сани). У Нины ноты. Что получилось? (Вопрос задавайте в самом конце, а не после каждого слова).

 

С первых шагов обращайте внимание на правильность чтения. Не надо пропускать ошибки, нужно просить прочитать ещё раз, правильно. Здесь можно играть с детьми в игру «День и ночь». Когда говорите «Ночь!», ребенок закрывают глаза, а вы в это время меняйте 1-2 буквы в только что прочитанном слове. По команде «День!» малыш открывает глаза и читает новое слово как можно быстрее и без ошибок. С помощью этой игры у малыша вырабатывается навык чтения, быстрота.

 

Чтение даже одного слова должно быть осознанным. Спрашивайте ребёнка о том, что он прочитал и как это понимает.

 

На поздних этапах, когда ребенок читают уже художественные тексты, обязательно обсуждаем с ними прочитанное.

 

На этапе чтения предложений обращайте внимание на выразительность чтения. Сначала она сводится к соблюдению знаков препинания. Если ребёнок читает и не делает пауз в конце предложения, то просите его читать медленнее, но вдумываясь в каждое слово. Требуйте повторить или пересказать каждое предложение после его прочтения.

 

Советы:

 

Совет первый: приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита.

 

Совет второй: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!

 

Совет третий: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например, сэ или рэ, или эр и т.

 

Совет четвертый: на первых порах обучения закройте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения.

 

Совет пятый: имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.

 

Совет шестой: поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

 

Желаю Вам успехов!

 

26 января 2018 в 08:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.